Сведение танцевальной музыки. Часть 1
Сведение музыки представляет собой процесс объединения отдельно взятых дорожек (партий инструментов) в единое целое, который заключается в коррекции баланса громкости, панорамы, частотных характеристик, наложении эффектов и некоторых других моментов.
Сведение музыки – это довольно широкая тема, описать которую несколькими абзацами просто нереально. Поэтому я постараюсь выделить основное.
Процесс сведения музыки можно условно разделить на несколько составляющих:
– эквализация или работа с частотным спектром;
– работа с уровнем сигнала;
– стереокартина;
– динамическая обработка;
– наложение дополнительных эффектов.
В этой статье я хочу остановиться на первых трёх пунктах.
Эквализация или работа с частотным спектром
Начну издалека.
Любая композиция состоит из N-ого количества дорожек, на каждой из которых используется определённый инструмент. Этот инструмент имеет свой неповторимый звук и занимает какую-то часть частотного диапазона. В процессе аранжировки многие инструменты частично перекрывают частотный диапазон друг друга. Это явление называется частотным конфликтом.
Так как в композиции присутствует не два и не три инструмента, то по мере увеличения их количества, также увеличивается количество частотных конфликтов. А это в свою очередь ведёт к потере чёткости и разборчивости каждого, отдельно взятого, звука. Получается своеобразная каша.
Для устранения нежелательных последствий частотных конфликтов используется всем нам известный прибор – эквалайзер. Он способствует разграничению инструментов в спектре и устранению, таким образом, частотных конфликтов.
Эквализация – это процесс обработки музыкальной композиции, результатом которого является хорошая читаемость микса.
Что это значит?
Термин «читаемость» означает, что в музыкальной композиции все инструменты хорошо различимы. Мы ясно можем выделить бас, хэты, бочку, лид, пэд и другие инструменты. Всё гармонично. Микс хорошо читаем. И напротив, если один звук тонет в другом и образуется каша, мы говорим, что микс плохо читаем.
С помощью эквализации мы будем добиваться хорошей читаемости. Для этого нам необходимо представить общую картину расстановки инструментов в спектре. Выглядит это приблизительно вот так.
После этого можем приступать к эквализации.
Для начала хочу сделать несколько замечаний.
1. Лучшая эквализация – это ее отсутствие. Вырезайте ровно столько, сколько необходимо для получения нужного результата. Не переусердствуйте. Вы можете испортить первоначальный тембр, сделать его безжизненным и чересчур синтетическим.
2. В процессе аранжировки постарайтесь выбрать такие инструменты, которые не сильно конфликтуют между собой. Тем самым вы упростите сведение трека.
3. При работе с эквалайзером, помните, что звук намного чище при понижении уровня определённой полосы, нежели при ее увеличении.
Ознакомиться с основными параметрами эквалайзера и узнать о них больше можно здесь.
Вы можете использовать как аппаратные, так и программные эквалайзеры. Я использую VST плагины Waves – Q1-10 Paragraphic EQ, REQ 2-6 bands, LinEq, а также стандартные инструменты программы FL Studio – EQUO, Fruity Parametric EQ и Fruity Parametric EQ 2.
Для более точной настройки эквалайзера будет не лишним использовать спектральный анализатор. Что это такое можно прочитать в статье «Анализатор спектра – помощник в эквализации».
Теперь переходим непосредственна к практике.
Для начала объединим все инструменты в группы. Например: ударные, бас, синты, пэды, лиды. Ударные можно дополнительно разбить на подгруппы – перкуссии и тарелки. Смотрим на схему.
Каждый инструмент направим на отдельный канал микшера и объединим нужные каналы в группу, направив их на следующий свободный канал. Таким образом, мы обеспечим себе большую гибкость эквализации и ускорим этот процесс.
Сначала эквализируем группы, а после занимаемся частотной коррекцией внутри групп.
Ещё одним важным моментом является автоматизация работы эквалайзера. Ведь на разных участках композиции одни инструменты вступают, а другие исчезают. Решив частотный конфликт с одним инструментом мы ухудшим этот конфликт с другим. Таким образом, настройки эквалайзера необходимо менять (автоматизировать), чтобы на протяжении всей композиции все инструменты звучали в гармонии и микс был хорошо читаем.
Работа с уровнем сигнала
Пару слов хочу сказать и о уровне сигнала инструментов (громкости).
Думаю, больших сложностей в понимании той простой истины, что одни инструменты в композиции должны звучать громче, а другие – тише, не возникает. Ищите оптимальное соотношение уровней сигнала. Используйте автоматизацию для выражения эмоциональных подъёмов или спадов.
Постарайтесь, чтобы вся композиция звучала гармонично.
Стереокартина
Работа с панорамой может поспособствовать разделению инструментов в миксе, если добиться этого с помощью частотной коррекции достаточно сложно. Также панорамирование способно расширить трек и добиться достаточно интересных художественных стереоэффектов.
При работе со стереопанорамой необходимо не забывать о моносовместимости композиции, если вы планируете раскручивать её на радио.
Моносовместимость – это возможность прослушивания трека в режиме моно без каких-либо искажений звука.
Эти искажения могут возникнуть из-за разницы в фазах сигналов снятых с правого и левого каналов. В результате сложения таких сигналов звук может полностью аннулироваться.
Для того чтобы избежать появления подобных явлений, используйте для контроля плагин Waves PAZ Position. Он имеет встроенный анализатор противофазы.
Противофазные явления располагаются в красной области ( слева и справа) с надписью AntiPhase.
После сужения стерео панорамы всё выглядит следующим образом.
В этой статье мы рассмотрели три составляющих процесса сведения танцевальной музыки – это эквализация, работа с уровнем сигнала и стереокартина.
Следующая статья будет посвящена двум оставшимся этапам сведения музыки – динамической обработке и наложению дополнительных эффектов.
Удачи в творчестве!
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям с помощью социальных кнопок или кнопки «рассказать друзьям».
Коментарі: 24
Спасибо! Отличная статья. На самом деле в интернете достаточно мало полезных материалов про сведение конкретно танцевальной музыки. А тут такой крутой пост. Однозначно в закладки)
Надо же, сколько нюансов при записи!
а для меня это темный лес:(
Решила еще раз вникнуть в тонкости сведения танцевальной музыки,сколько же тонкостей и нюансов!
А я вот ничего не понимаю в данном вопросе. И, поэтому, у меня перед предыдущими ораторами громадный плюс, – я получил очень нужную и полезную информацию. Спасибо
Конечно, сейчас производится такая великолепная аппаратура! Но, чтобы использовать все ее возможности, надо быть профессионалом. Ваши статьи заслуживают уважения.
Когда я училась в университете, чтобы получить зачет по кружковой работе нужно было посещать какой-либо кружок. Меня приняли в вокальную группу. Голосок у меня не сильный, но слух хороший (закончила музыкальную школу). Так вот, пели мы акапельно. И никто не рвался в солисты. Как же мне это нравилось!
А теперь, благодаря хорошей аппаратуре любую безголосую девицу можно сделать звездой, правда?
Отличная познавательная статья для чайников (имею ввиду себя)
Современные возможности звукозаписывающей аппаратуры огромные.Совсем не обязательно обладать хорошими вокальными данными,аппаратура всё подправит.Хотя это на мой взгляд скверно.Со всех экранов,одни безголосые однодневки,”певцы и певички”.
Спасибо за такой подробный экскурс в программу!
Материал замечательный для желающих овладеть искусством звукооператора. А всем остальным становится понятно то, что все можно вытянуть, подтянуть и выдать шедевральный продукт , который будет не хуже многих творений современных поп-певиц и певцов.
А музыка – это,оказывается, целая наука!
Для меня это очень сложно, но для специалиста в этой области материалы сайта будут очень полезны.
Работаю с музыкой по наитию, интересные статьи для меня.
Сразу видно профессионал. Спасибо за информацию. твит и +1.
именно танцевальную музыку я больше всего и люблю) так здорово все описали)) твит.
Всегда с удовольствие захожу на ваш сайт и получаю очень много новой полезной информации. Я закончил свою музыкальную карьеру еще в 1986 году и поэтому те возможности, какие есть сейчас у музыкантов, нам и не снились. Но , как говориться, голь на выдумку хитра и из обычного микшерного пульта “Электронника” мы делали почти профессиональный. Как из обычной Ноты (кто не знает это катушечный магнитофон) делали ревер. Сами делали усилители ламповые, которые ни с каким цифровым не сравнить. На нем был действительно живой и родной звук. А какие делали гитары? Вот только ударная установка у нас была фирменная Amati и клавиши Матадор, но это было уже позже. А сначала была Ионика и малая установка, гитара Урал, Тоника, Аэлита, Крунк. Все было круто и все усилки и примочки мы делали сами.
Сейчас не нужно иметь никакого музыкального образования, чтобы создавать музыку. Достаточно просто иметь музыкальный слух и знания компьютера.
Мдаа, на скок интересная работа у вас, на сток и трудна! От меня твит!
Это так сложно на моего ума. Но наверное, очень полезно и нужно.
Такая основательная и познавательная статья. Много интересных и полезных вещей для себя узнала. Очень понравилось и заинтересовало. Буду с ждать продолжения. Спасибо!
Ой, сколько много интересного! От меня твит!
Я не специалист в этой области и поэтому мне трудно комментировать статью. Но судя по обилию материала, специалист найдет здесь для себя что-то полезное.
Нам простым слушателям, главное, чтобы музыка была по звучанию интересно, чётко прослушивались инструменты и не было бы халтурой, и не была бы какафонией
Добрый день. Мне нравится спокойная и расслабляющая музыка, но иногда могу послушать и быструю танцевальную, чтобы поднять себе настроение.