Что такое частотные конфликты и как их устранять?
Частотные конфликты – это результат проявления эффекта маскировки, о котором я писал в одной из своих предыдущих статей.
Суть частотных конфликтов заключается в следующем. Если два инструмента занимают один частотный диапазон, то более громкий из них, будет и более читаемым. Решение частотных конфликтов одна из основных задач саунд продюсера или звукоинженера при сведении трека.
Обычно частотные конфликты возникают из-за пересечения спектров двух или более инструментов. Наглядным примером частотного конфликта может служить сочетание бочки и баса. Обычно такой конфликт решается с помощью сайдчейн компрессии. Но могут быть и исключения.
Рассмотрим пример решения частотного конфликта бочки и баса.
Суть конфликта заключается в том, что у бочки и баса большая часть полезного сигнала находится в низком диапазоне. Поэтому одновременное звучание этих инструментов зачастую негативно отражается на восприятии трека. Происходит это из-за появления противофазных явлений или совпадения фаз, что в свою очередь может вызвать эффект перегруза.
Есть несколько способов решения частотного конфликта бочки и баса:
1. Использование сайдчейн компрессии, где управляющим сигналом служит бочка (необязательно та же, что играет в треке). Таким образом, в момент удара бочки громкость баса уменьшается и частотных конфликтов не возникает.
2. Использование сайдчена для изменения громкости низкочастотной составляющей у баса. Принцип тот же, что и в первом случае за исключением того, что сайдчейн применяется к одному из узлов эквалайзера (в разрыве у баса). Таким образом, в момент удара бочки эквалайзер срезает низкие частоты у баса, устраняя частотный конфликт.
3. Использование эквалайзера.
Этот метод применяется не так часто и заключается в следующем. Необходимо экспериментальным путём найти полезные частоты у бочки и немного их приподнять. Аналогичные частоты у баса стоит немного прибрать, дав бочке больше свободы.
Лично я практически всегда использую сайдчейн, так как это более эффективный метод решения конфликта бочки и баса.
Помимо бочки и баса в низкочастотную область могут проникать звуки других инструментов, таких как лиды и пэды, поэтому стоит жестко фильтровать эти партии во избежание появления частотных конфликтов (грязи).
Помимо конфликта бочки и баса существует множество других среднечастотных и высокочастотных конфликтов. Например: вокал и лид, пэд и лид, арпеджио, соло и пэд и т.д. Решаются такие конфликты с помощью эквализации, панорамирования и баланса громкости.
Коментарі: 7
То, что у вас описан стандартный пример конфликта бочки и баса это хорошо. Но как быть, если бас пытаешься свести плаком воедино? Звуки этих инструментов не кирпичи и их вплотную не поставишь. Что у плака нижние частоты соприкасаются с басом, что бас верхними частотами касается плака. При этом тот же Fabfilter Q определяет конфликт в точке соприкосновения звуков. Да и уровень на мастере повышается. А если их подальше отодвинуть друг от друга, то конфликт исчерпывается, но наглядно слышно, что это два разных звука, а не один как по творческому замыслу. Как всё таки свести, чтоб не было конфликта и звук был целостным?
В таком случае вижу два варианта:
1. Подбор тембров баса и плака так, чтобы они гармонично сочетались с минимальными конфликтами
2. Для устранения такого рода конфликтов необходима тонкая работа с эквалайзерами. Возможно, есть смысл на одном инструменте поднять уровень полезных частот на 1-3 дБ, а на другом – этот уровень уменьшить.
Не нужно полностью убирать частоты обрезным фильтром в случае баса. Но, однозначно, низ плака нужно убрать.
Если бас и плак играют одну и ту же партию, то это уже больше похоже на лееринг. Поэтому их нужно стараться сделать максимально цельными. Можно использовать для этих целей регулировку уровня, компрессию и др.
Привет! Хотел спросить у професионала.. У меня при сведении постоянная проблема с частотным треском. Это когда трек сделан, и переведены все дорожки в вав. Мне в вав делать сведение удобней, чтобы не нагружать сам комп. А когда сводишь трек в миди, то комп не выдерживает от повешаных всяческих плагов для обработки. Рендерить я рендерю, но все равно перегрузы. вот приходится все в вав переводить. Предварительно сохранив этот же проект, отдельно в миди. Да и по отключал все эффекты со всех синтов. Вобщем сухой проект. Так вот. Проект подготовлен для сведения, на мастер повешены только анализаторы, все дорожки сгрупированы и прочее. Когда начинаю сводить например пэды. Я еще использую при этом лееринг. И пэды состоят из нескольких различных пэдов,например 4 пэда. И когда эти пэды начинаешь сводить, при этом подгоняешь громкость остальных пэдов, то слышен это частотный треск. И высокие частоты бьют в уши. Это когда прослушиваешь в мониторных наушниках. Да и через сами мониторы тоже это слышно. Начинаешь эти конфликтные частоты подрезать эквалайзером. На самих дорожках, и на групповой шине. Громкость опять подстраивать. Все равно слышен этот треск, потише, но слышно. И это вся каша происходит почти на каждом сведении. В основном на группе с пэдами. И сдругими инструментами. Там пиано,голос. И т.д… Уши у меня в основном Axelvox HD272 закрытые. И внешняя звуковая Лексикон Альфа. Но и сам комп далеко не новый, 7 год пашет. Знаю что еще проблема может быть с конфигурацией самого компа. На данный момент коплю пока что на новый комп. Чтобы по мощнее был для этого дела. Но причин может быть много. Я уж и не знаю как с этим конфликтом бороться. Кто что посоветует. В основном работаю в Студио 1.
ds offset?
Юра, причин для появления треска действительно много. Первая – все музыкальные проги хорошо работают на PC, если проц от Intel, причём полный (не Celeron). Вторая – глючные дрова от Lexicon, эта проблема решается обновлением дров с офсайта. У меня первая карта была тоже Lexicon, только Omega, и тоже был треск жуткий, пока не обновил дрова
Спасибо! Очень короткие и информативные статьи, я уже зачитался, узнал очень много нового! Лично мне понятно всё, но, боюсь, новичкам будет сложно, можно объяснять чуть более подробно и конкретно.
Я в этом не разбираюсь вообще. Очень сложно.