Что такое эквалайзер?
Из этой статьи Вы узнаете, что такое эквалайзер, для чего он нужен и какие существуют типы эквалайзеров.
Эквалайзер – это аналоговый или цифровой прибор, предназначенный для амплитудно-частотной коррекции сигнала. Он представляет собой устройство, состоящее из нескольких частотных фильтров. Это позволяет изменять уровень различных частотных диапазонов в зависимости от настройки фильтров.
Первый эквалайзер появился в 30-х годах XX века и использовался для коррекции звука в киноиндустрии. Инициатором использования этого прибора для улучшения звучания был Джон Волкман. Это устройство представляло собой блок, состоящий из двух ползунков, каждый из которых имел переключатель выбора частот. Назывался данный прибор EQ-251A. В дальнейшем эксперименты с использованием эквалайзеров продолжились, и в 1967 году был разработан прибор, состоящий из набора пассивных 1/3 октавных фильтров. Называлось данное устройство «Acousta Voice».
После этого изобретения эквалайзеры стали применяться повсеместно и их развитие продолжалось в геометрической прогрессии.
На данный момент в киноиндустрии и звукорежиссуре используется большое количество различных видов цифровых (программных) эквалайзеров, представляющих собой плагин или программу, которая устанавливается на компьютер и использует его ресурсы для обработки сигнала.
Процесс обработки сигнала эквалайзером называется эквализацией.
Параметры эквалайзера
К основным параметрам эквалайзера относятся:
Количество полос эквалайзера (количество используемых фильтров) – 4-х полосный эквалайзер; 10-и полосный эквалайзер и т.д.
Cutoff или Freq – частота среза фильтра или центральная частота (частота выбранного узла эквалайзера); единицы измерения – Герцы (Гц).
Добротность или резонанс (Q или Res)– ширина полосы пропускания (количество затрагиваемых частот вокруг центральной частоты); единицы измерения – условные единицы.
Уровень усиления / ослабления (Gain) – уровень, на который будет уменьшена или увеличена полоса частот вокруг центральной полосы; единицы измерения – децибелы (дБ).
Крутизна среза – наклон кривой среза частот при использовании обрезных или шельфовых типов фильтра; единица измерения – децибел на октаву (дБ/окт.).
Зачастую виртуальные эквалайзеры (VST плагины) имеют возможность изменения типа фильтра для каждого своего узла. Аналоговые эквалайзеры имеют фиксированные типы фильтров. Такие приборы обычно оснащаются несколькими колоколообразными (пиковыми) и двумя обрезными фильтрами (Low Pass и High Pass).
Более подробная информация о типах фильтров в статье «Что такое частотный фильтр?».
Типы эквалайзеров
По типу управления эквалайзеры делятся на графические и параметрические.
Графические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с фиксированной центральной частотой и добротностью, а также с одинаковым для всех узлов максимальным уровнем ослабления / усиления. В настоящий момент этот тип эквалайзеров используется редко.
Параметрические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с возможность изменения центральной частоты и добротности каждого. Кроме того, современные модели виртуальных эквалайзеров обладают возможностью добавления неограниченного количества фильтров, тип которых можно изменять. Параметрические эквалайзеры завоевали популярность в кругу звукорежиссеров, продюсеров и музыкантов вследствие гибкости их настройки.
Существует промежуточный тип эквалайзеров – параграфические эквалайзеры.
Это графический тип эквалайзеров с возможностью регулировки добротности.
По принципу работы эквалайзеры делятся на фазосдвигающие и линейнофазовые. Уже из названия понятно, что первые влияют на фазу сигнала, а вторые – нет. И фазосдвигающие и линейнофазовые эквалайзеры имеют свои достоинства и недостатки.
Достоинством линейнофазовых эквалайзеров является отсутствие сдвига фазы после обработки, а недостатком – значительно большая нагрузка на систему (в сравнении с фазосдвигающими эквалайзерами) и сглаживание атаки обрабатываемого сигнала.
Достоинством фазосдвигающих эквалайзеров является их легкость (в плане нагрузки) и то, что они не влияют на динамику сигнала (фаза атаки остаётся неизменной). Недостатком же этого типа эквалайзеров является их воздействие на фазу, что может повлечь за собой изменение баланса микса (в случае если эквалайзер используется при сведении на одной из дорожек микса).
Применение эквалайзера
Эквалайзеры применяются как в профессиональных целях – удаление частотных конфликтов; художественная обработка инструментов; коррекция АЧХ (в звукорежиссуре и кинопроизводстве), так и в бытовых. В этом случае эквалайзер используется на усмотрение слушателя (блок эквалайзера присутствует в музыкальных центрах, плеерах, мобильных устройствах и т.п.).
Основными задачами эквализации являются:
– Коррекция амплитудно-частотной характеристики сигнала вследствие искажений, вызванных недостатками аналоговых приборов записи или обработки, а также характеристиками помещения;
– Удаление «вредных» (ненужных) частот;
– Устранение резонансов вызванных различными факторами (наличие отражений от стен помещения, вибрация корпуса инструмента, неправильное расположение звукоснимателя при записи, неправильный синтез);
– Устранение частотных конфликтов (сведение инструментов в миксе);
– Художественная эквализация.
Каждый звукорежиссер должен знать основные принципы эквализации, которых стоит придерживаться для получения качественного звука. Эти принципы я описал в статье «Принципы эквализации инструментов в электронной музыке».
На данный момент самыми популярными на мой взгляд VST эквалайзерами являются FabFilter Pro-Q2 и DMG Audio Equilibrium. Они очень гибкие и удобные в настройке, а также имеют массу различных функций.
Эквалайзер является одним из самых важных и часто используемых приборов в продакшене и звукорежиссуре, и это понятно ведь именно эквалайзер может повлиять на баланс инструментов в миксе. При сведении эквалайзер используется практически на каждом канале микшера.
Ещё больше о том, что такое эквалайзер в статье «Эквалайзер – инструмент для сведения».