Динамическая обработка звука
Динамическая обработка представляет собой процесс изменения динамического диапазона сигнала – разницы между самым громким и самым тихим участком аудиосигнала.
Динамическая обработка в современном продакшене является неотъемлемой частью процесса сведения. Если проанализировать популярные композиции в танцевальной стилистике, то можно отметить, что они звучат очень «громко» (правильнее сказать плотно). Такой эффект «громкого» звука – это следствие сужения динамического диапазона сигнала и последующее повышение уровня сигнала (увеличение среднеквадратического значение уровня сигнала – RMS).
RMS (root mean square) – среднеквадратическое(средневзвешенное) значение.
RMS современных треков достигает уровня в -3 дБ. Это, на мой взгляд, чересчур, но сейчас не об этом.
Динамическая обработка в большей степени применяется для упрощения процесса изменения громкости различных участков сигнала. Такую обработку также можно выполнить, используя автоматизацию громкости. Однако в некоторых случаях это занимает слишком много времени. Поэтому не является целесообразным.
Все процессоры динамической обработки, в той или иной мере, применяются для изменения уровня сигнала на определённых участках аудиосигнала.
Основными устройствами динамической обработки звука являются:
– компрессор;
– транзиент шейпер;
– лимитер;
– максимайзер;
– гейт;
– эспандер;
– деэссер;
– депоппер.
Рассмотрим подробнее каждый прибор.
Компрессор
Это самый часто используемый прибор динамической обработки. Он предназначен в основном для сужения динамического диапазона сигнала. Однако его применение этим не ограничивается. Часто компрессор применяется для выделения атаки сигнала, сайдчейн компрессии, склеивания инструментов в группах, а также для создания необычных эффектов.
Классический компрессор имеет следующие параметры:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если обрабатываемый сигнал превысит этот порог, то компрессор включится, и будет обрабатывать сигнал в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент компрессии или степень компрессии (относительная величина: 2:1; 3:1; 4:1 и т.п.). Показывает во сколько раз будет сжат сигнал, который превышает порог срабатывания. Например, если уровень сигнала – 4 дБ, порог срабатывания – 8 дБ (8-4=4 дБ), степень компрессии 2:1, то разница между уровнем сигнала и порогом срабатывания будет сжата в два раза (4:2=2 дБ). Таким образом, после компрессии уровень сигнала уменьшится на 2 дБ и будет составлять 6 дБ.
Attack – время срабатывания (мс). Указывает компрессору как быстро после превышения порога срабатывания необходимо сжать сигнал. Это время от момента превышения порога срабатывания до момента максимальной компрессии («плавность начала компрессии» если так можно выразится). Можно провести аналогию атаки огибающей и атаки компрессора.
Release – время восстановления (мс). Указывает компрессору, как быстро необходимо перейти в режим ожидания (выключится). Этот параметр отображает плавность выключения компрессора (по аналогии с параметром восстановления огибающей).
Make Up (Gain) – компенсация громкости на выходе компрессора (дБ).
После компрессии уровень сигнала снижается (в вышеприведённом примере на 2 дБ) в соответствии с настройками компрессора. Параметр Make Up позволяет скомпенсировать потерянную громкость.
Нужно отметить, что компрессор сжимает сигнал превышающий порог срабатывания (уменьшая его), при этом самые тихие участки (не превышающие порог) остаются без изменений. После компенсации громкости максимальный уровень возвращается на своё прежнее значение, при этом повышается уровень и на всех остальных участках сигнала (тихие участки становятся громче). Такая процедура сужает динамический диапазон сигнала. Это позволяет сделать аудиосигнал более читаемым в миксе.
Компрессоры различаются по алгоритму работы и функциональности. Также существуют многополосные компрессоры, позволяющие отдельно компрессировать различные частотные диапазоны (полосы) сигнала. В таких компрессорах для частотного разделения сигнала используется кроссовер.
Для большего понимания предлагаю посмотреть видео «Что такое компрессия звука?».
О том, как настаивать и использовать компрессор читайте в статьях:
Компрессия звука. Основы работы с динамическим диапазоном
Компрессор звука – прибор для работы с динамическим диапазоном сигнала
Как услышать работу компрессора?
Транзиент шейпер
Этот прибор представляет собой урезанную версию компрессора, предназначенную для работы с временными параметрами сигнала (Attack и Release). Классический транзиент шейпер позволяет увеличивать уровень атаки и восстановления сигнала в соответствии с выбранной кривой.
Ярким представителем этого класса устройств является плагин Transient Shaper 2 от компании Schaack Audio Technologies.
Чаще всего транзиент шейпер используется для усиления атаки.
Лимитер и максимайзер
Лимитер представляет собой компрессор со степенью компрессии ∞:1. Задачей лимитера является ограничение сигнала превышающего установленный порог. Этот прибор имеет те же параметры, что и компрессор (Threshold, Attack, Release и Gain).
Больше информации в статье «Лимитер – необходимый инструмент для мастеринга».
Максимайзер – это лимитер с автоматической компенсацией громкости. Это устройство позволяет повысить уровень сигнала на мастере, при этом избегая клиппирования.
Гейт
Это прибор, который позволяет избавиться от различных шумов. Гейт (gate – с англ. ворота) пропускает сигнал, который превышает порог Threshold и не пропускает сигнал ниже этого порога.
Гейт часто используется при обработке вокала или других инструментов записанных вживую.
Основными параметрами гейта, являются:
Threshold – порог ограничения (дБ). Если сигнал опускается ниже этого порога, то гейт не пропускает этот сигнал (сигнал подавляется). Все что выше порога остаётся без изменений.
Ratio – коэффициент подавления (относительная величина). Показывает насколько сильно сигнал будет подавлен.
Attack – время срабатывания гейт (мс). Насколько быстро (плавно) будет подавлен сигнал.
Release – время восстановления (мс). Насколько быстро (плавно) будет восстановлен сигнал или как скоро полностью выключится гейт после того, как уровень сигнала превысит порог ограничения.
Одним из лучших гейтов на сегодняшний день является FabFilter Pro-G.
Больше информации в статье «Гейт – еще один прибор динамической обработки».
Экспандер
Это прибор, выполняющий противоположные компрессору функции. Он позволяет увеличить динамический диапазон сигнала (разницу между самым громким и самым тихим участком).
Существует два вида экспандеров – понижающий и повышающий.
Первый понижает уровень сигнала ниже установленного порога, а второй повышает уровень сигнала выше заданного порога.
Основные параметры понижающего экспандера:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет ниже порога срабатывания, то экспандер включится и ослабит сигнал, не превышающий этот порог в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз ослабится сигнал, не превышающий порог срабатывания.
Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс) (аналогично компрессору).
Основные параметры повышающего экспандера:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет выше порога срабатывания, то экспандер включится и усилит сигнал, превышающий этот порог в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз усилится сигнал, превышающий порог срабатывания.
Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс)(аналогично компрессору).
Подробнее в статье “Динамическая обработка. Экспандер”.
В качестве повышающего экспандера может быть использован компрессор Waves С1 comp с коэффициентом компрессии от 0,5:1 до 0,99:1.
Деэссер и депоппер
Деэссер – это прибор, который позволяет автоматически устранять шипящие звуки в вокальных партиях в соответствии с настройками.
Для того, чтобы не исправлять шипящие в вокальной партии с помощью автоматизации часто прибегают к помощи деэссера. Однако необходимо отметить, что автоматизация всё же является более приемлемым вариантом (хоть и занимает больше времени).
Депоппер – это прибор, который призван подавлять бубнящие звуки в вокале.
По сути деэссер и депоппер работают по одному и тому же принципу.
Одним из самых популярных деэссеров является FabFilter Pro-DS.
Ещё одним вариантом устранения огрехов вокалиста (шипящие и бубнящие) является использование динамической эквализации.
О том, что это такое читайте в статье «Что такое динамическая эквализация?».
Как я уже говорил, все приборы динамической обработки призваны автоматизировать и ускорить процесс обработки сигнала (выравнивание динамики, выделение атаки, устранение шумов и т.п.).
При сведении композиции динамическая обработка является необходимым этапом, даже если она выполнена без использования вышеописанных устройств.
Успехов в творчестве!
Коментарі: 3
Отличная статья!
Четкая статья!!!! Немного практик в этом плане… И все станет на свои места. еще главное запомнить эту-Терминологию
чёткая статья, прочитал с удовольствием