Как использовать эффект реверберации
Эффект реверберации является эффектом отражения звука от стен и прочих предметов.
Ревербераторы позволяют продюсеру эмулировать различные пространственные планы (холл, комната, концертный зал). Эффект реверберации позволяет создать определённое виртуальное помещение для выбранного инструмента или всего микса в целом.
Разные ревербераторы имеют свой определённый алгоритм работы, что в свою очередь сказывается на результате обработки.
К основным параметрам ревербератора относится:
Dry – уровень сухого сигнал (без обработки);
Wet – уровень обработанного сигнала (обычно, реверберационный хвост).
Иногда эти два регулятора объединяют в один (Mix).
Early Reflection (ER) – уровень сигнала ранних отражений. Это самые первые отражения, которые воспринимает слушатель.
Decay – время затухания реверберации;
Pre-Delay – время задержки реверберации. Это разница во времени между чистым сигналам и его отражениями (реверберация).
Size – размеры моделируемого помещения;
Damping – скорость затухания частот (High Damping);
Diffusion – размытость реверберации;
Density – плотность реверберации.
Общие правила реверберации
1.) Расстояние до источника звука в помещении определяется соотношением громкости прямого и отражённого сигналов. Чем громче отражения, тем дальше источник звука.
Чтобы сделать звук ближе к слушателю необходимо отодвинуть отражения на задний план.
2.) Чем дальше к слушателю звук, тем меньше высоких частот может содержать реверберационный хвост.
3.) Ранние отражения влияют на размеры помещения, а реверберационный хвост характеризует акустические свойства помещения – материалы и форма стен, заглушеность, поглотительая способность.
Общая характеристика реверберационных планов
Ближний план
– быстрое время затухания;
– незначительный срез высоких частот;
– громкость сухого сигнала значительно превышает громкость ранних отражений и реверберационного хвоста (небольшое количество обработанного сигнала).
Средний план
– более значительное время затухания;
– высокие частоты ослаблены фильтром;
– громкость сухого сигнала превышает громкость обработанного.
Дальний план
– большое время затухания;
– высокие частоты отражений срезаны фильтром;
– громкость сухого и обработанного сигналов равны.
Это всё лишь общие рекомендации. Настройки различных плагинов могут значительно отличаться.
Эффект реверберации является больше художественным инструментом, поэтому при настройке необходимо полагаться на свой слух, а не на какие-то стандарты и правила.
Понимание всех параметров ревербератора, анализ эталонных треков и эксперименты – вот путь к поиску того эффекта, который действительно подходит определённой композиции, над которой ведётся работа.
Смотрите видео о настройке ревербератора.