Как из моно сделать стерео
В этой статье я расскажу о том, как из моно сделать стерео.
Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.
Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.
Как сделать из одноканальной записи двухканальную
Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, Audacity.
1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O)
Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.
2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track
3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O. Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V.
4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track.
Вот что получилось.
Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.
5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать, укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.
Как из моно сделать стерео запись
Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье «Дабл трек в электронной музыке».
Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это хорус, дилэй и реверберация. Но помните, что применять их стоит в качестве Send обработки, подмешивая к основному сигналу.
Вот как я обработал вокал, используя все три эффекта в программе FL Studio.
До обработки
После обработки
Настроены плагины следующим образом.
На скриншоте показана схема маршрутизации сигнала.
На этом всё.
Удачи!
Не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться своими идеями в вопросе преобразования моно в стерео.
Коментарі: 19
Открывает только одну дорожку! Что делать?
У вас моно запись. Для того чтобы создать ещё одну дорожку нужно в меню Правка выбрать пункт Создать дубликат.
а зачем такие сложности с Фруит Лупсом? Если звук идёт моно, просто крутилку Пан(орамирования) на микшере этого канала крутишь в нужную сторону, и всё!
здравствуйте!
на версии 2.3.1. при первом разделении трека в стерео ползунок второй автоматом сдвигается влево (а не как у вас они остаются в прежнем положении на середине). плюс, как я установил опытным путем, после разделения нижний трек приходиться удалять вручную
Да что же все пишут что это так сложно, да это элементарно!
Все получилось,но когда дошла до экспортирования, то ничего не получилось, я вообще не могу туда нажать, надпись есть, а нажать не могу(
Насчет вокала. Преобразуем моно в двойное моно. Подгоняем каналы к -0,3 дБ. Из одного канала, вырезаем (из тишины в начале трека) примерно (подбирается экспериментально) 0,01-0,03 секунды. Лучше, конечно, добавить в начале такое время тишины, только это зависит от конкретного случая. Далее, даем легкую реверберацию. Звучит намного лучше, чем моно. Насчет FL Studio – извините, не работаю. Данные мной действия описаны для Adobe Auditions, Sony Forget Pro, и часть из них, вокал, например, точно, и для Audacity. А так-же и для аудиоредакторов Magix.
“Основная проблема заключается в преобразовании низких частот.” Так в чем проблема? Низкие в стереотракте, общие для обоих каналов (18-250 Гц). Если, конечно, каналы записаны синфазно. Лучшее этому подтверждение – спектроанализатор. Как преобразовать?
Дублируем исходную дорожку. Вырезаем все, что ниже 250 Гц. На дубле вырезаем все, что выше. Спокойно обрабатываем, входим в режим мультитрека и микшируем.
Еще один вариант. (Без вырезания и микширования) Берем моно, и преобразуем в двойное моно. Выбираем L канал, и режекторным фильтром вырезаем частоты 400, 600, 800, 2000, 4000, 6000 Гц, при довольно малой ширине фильтра. Переключаемся на канал R и вырезаем 300, 500, 700, 1000, 3000, 5000 Гц. Подгоняем (раздельно) каналы к -0,3 дБ. Применяем расширение стереобазы, примерно в 1,5-2,2 раза (на слух). Применяем многополосную компрессию. Готово. Псевдо-стерео режим с интересным звучанием.
Здравствуйте. А вы бы не могли попробовать на моем файле? li.51@list.ru
Преобразовать моно в стерео не сложно,но это справедливо для инструментала.А вот песню сложнее.Вокал не получится загнать в центр.
Основная проблема заключается в преобразовании низких частот. Сделать это адекватно не получиться.
Да если разобраться поподробней то и эта наука не очень сложная в общем то.
У меня конечно никогда ничего подобного не получиться,но знать, что такое возможно, полезно. Спасибо.
Для меня актуально, изучу и воспользуюсь, спасибо!
Очень интересно, Александр. И, мне кажется, вполне доступный процесс даже для не очень искушенного меломана. Спасибо!
Не думаю что у нас, может так получиться, как у вас! Но как бы тама не было, учиться всегда надо!
Не все сложно, как кажется на первый взгляд, когда есть подробная инструкция и аудиредактор.
Интересно, а Вы уже много музыки сочинили или создали, не знаю как правильно?
Честно говоря, не считал.