Обработка вокала. Часть 1. Очистка от шума и нежелательных артефактов
Обработка вокала – это очень важная стадия между записью вокала и его сведением в миксе. Без этого звена будет очень проблематично добиться качественного и прозрачного звучания всей композиции. Обработка вокала – процесс довольно сложный и требующий теоретических знаний и практических навыков работы с музыкальными редакторами и другими дополнительными инструментами, такими как VST плагины. Этому аспекту посвящена не одна книга, и описать все тонкости работы с записанным вокалом в нескольких статьях очень сложно. Остановимся на основных нюансах обработки вокала.
Давайте разделим процесс обработки вокала на несколько последовательных шагов:
1. Очистка от шума и нежелательных артефактов
2. Компрессия
4. Эквализация и добавление эффектов
Рассмотрим все пункты по очереди.
В этой статье будем говорить об очистке вокала от шума и нежелательных артефактов.
Очистка от шума
Давайте для примера возьмём кусочек записанного женского голоса и прослушаем.
Для очистки вокала будем использовать музыкальный редактор Adobe Audition 3.0.
1. Загрузим в программу файл с записанным вокалом (о записи вокала можете прочитать в статьях: «Запись вокала. Часть 1. Подготовка и выбор оборудования», «Запись вокала. Часть 2. Использование программы Adobe Audition»). Для этого перейдём в режим редактирования, нажав клавишу Edit, выберем в меню File / Open или нажмём Ctrl+O и откроем нужный нам файл. Нажав два раза правой кнопкой мыши на иконку загруженного файла (находится в меню Files с левой стороны), поместим его в редактор.
2. Выделим небольшой кусок, где нет пения вокалиста (пауза между словами).
На этом участке присутствуют только посторонние шумы, от которых нам необходимо избавиться (шум микрофонного фона, наводки от электрической сети и т.д.). Воспользуемся для этих целей инструментом Noise Redaction. Выберем в меню Effects / Restoration / Noise Redaction и нажмём клавишу Capture Profile (захватить профиль). Наш кусочек естественного шума загружен и проанализирован.
Характер шума также можно загрузить из файла нажав клавишу Load from File или сохранить в файл нажав Save.
В окне Noise Profile отображается график захваченного сигнала (зеленым показан уровень шума, красным – полезный сигнал, жёлтым – обработанный), а также присутствует возможность отрегулировать степень удаления шумов на разных частотах (синий график).
3. Выделим всю вокальную партию, для этого в окне инструмента Noise Redaction нажмём клавишу Select Entire File.
4. Настроим параметры инструмента.
С помощью ползунка Noise Redaction Level установим максимально приемлемую степень шумоподавления. Будьте осторожны, слишком большие значения могут удалить часть полезного сигнала.
Параметры области Noise Redaction Settings:
– FFT Size – количество проанализированных полос сигнала. Чем больше полос, тем качественней анализ. Однако при выборе слишком большого количества полос возможно появление побочных эффектов. Рекомендую параметры в диапазоне 4096 – 12000.
– Remove Noise / Keep Only Noise – удалять шум / удалять всё кроме шума;
– Reduce by – уровень удаления шума (установить в диапазоне 6-40 dB);
– Precision Factor – коэффициент искажения по амплитуде (рекомендованные значения от 5);
– Smoothing Amount – сглаживание (оставить 1);
– Transition Width – ширина перехода «шум – полезный сигнал» (оптимальные значения 20-23 dB);
– Spectral Decay Rate – процент обрабатываемых частот, лежащих ниже уровня шума (40-75 %).
Во время настройки пользуйтесь клавишей прослушивания Preview.
При установке галочки Bypass сигнал не обрабатывается.
5. Добившись максимально приемлемого звучания, нажимаем Ок.
Получаем сигнал с фоновым шумом на 10 dB ниже исходного. Достаточно неплохой результат.
Для того, чтобы окончательно вырезать шум я рекомендую воспользоваться ещё двумя инструментами – Waves X-Noise и Waves C1 gate.
Вырезаем шум с помощью Х-Noise и C1 gate.
1. Для того чтобы вырезать шум с помощью X-Noise, выделите участок с шумом и нажмите клавишу Learn. Прослушайте этот участок, чтобы плагин мог просканировать шум. После этого еще раз нажмите клавишу Learn. На экране инструмента появиться график шума.
2. Теперь используя настройки и график, будем удалять шум.
Я настроил плагин следующим образом:
Threshold (порог срабатывания) – 31,2 дБ – уровень, ниже которого шум будет заглушаться в соответствии с графиком;
Reduction – 59 (не ставьте слишком больших значений, это чревато удалением нужных частот);
Resolution (разрешающая способность анализа) – High (высокая, лучший вариант);
Attack (атака) – 0 (плагин включается как только сигнал поступает на вход, без задержки);
Release (восстановление) – 205;
High Shelf фильтр я не трогал.
Для проверки правильности настройки используйте переключатель Audio / Difference (обработанный сигнал / вырезанный сигнал). В идеале при включении режима Difference, вы должны слышать только шум.
3. Настраиваем плагин C1 gate. Как это сделать вы можете почитать в статье «Гейт – еще один прибор динамической обработки»
Я настроил его так как показано на рисунке.
Давайте послушаем, что у нас получилось.
Очистка вокала от нежелательных артефактов
К нежелательным артефактам можно отнести искажения, вызываемые при произношении свистящих и шипящих, а также букв «б» и «п».
Как я уже писал ранее, для того, чтобы защитить вашу запись от «пэканья» (всплески, вызванные сильным потоком воздуха при произношении букв «п» и «б») необходимо установить на микрофон защитный экран.
Для борьбы с шипящими и свистящими звуками используется деэссер.
Например плагин Waves RDeEsser.
Давайте разберёмся с его настройками.
Freq – рабочая частота (частота, к которой применяется эффект);
Type – выбор фильтра:
Band pass – полосовой фильтр (затухание применяется к полосе частот);
High pass – фильтр высоких частот (затухание применяется ко всем частотам выше выбранной);
Mode – режим обработки:
Wideband – широкополосной режим (применение затухания к всему диапазону частот);
Split – узкополосной режим (применение затухания только к выбранным частотам);
Range – степень применения обработки;
Threshold – порог срабатывания; уровень, выше которого происходит затухание. Слишком низкое значение может значительно ухудшить звук (он станет слишком глухим);
Audio / Sidechain – прослушивание обработанного сигнала / прослушивание вырезанного сигнала.
Используя эти параметры можно настроить обработку таким образом, чтобы уменьшить уровень сигнала свистящих и шипящих звуков.
Также для этих целей можно воспользоваться эквалайзером, но очень аккуратно.
Теперь давайте сравним сигнал без всех обработок и итоговый сигнал.
Необработанный сигнал
Обработанный сигнал
Как видим, разница довольно велика.
Первый этап обработки закончен.
В следующей статье поговорим о втором этапе обработки вокала – компрессии.
До встречи.
Коментарі: 4
давно искала как удалить шум с диктофонной записи. сохранила в закладки эту статью.
Очень информативная статья, которая без лишней воды доносит нужную информацию.
Большое спасибо за интересную информацию!
Блог в закладки.
Спасибо.