Обработка вокала. Часть 2. Компрессия
Важной частью процесса обработки вокала является его компрессия – уменьшение динамического диапазона сигнала. Что это означает?
Во время записи вокала, одни его части звучат громче других. Всё это происходит по нескольким причинам. Первая – это отдаление и приближение к микрофону вокалиста в процессе пения. Вторая – разница в громкости при пении куплетов и припевов. Обычно припевы получаются более громкими из-за более эмоционального исполнения.
Обработка вокала с помощью инструмента Dynamics Processing
Для устранения разницы в громкости применяются специальные приборы динамической обработки звука, называемые компрессорами.
Рассмотрим процесс обработки вокала инструментом Dynamics Processing программы Adobe Audition 3.0
1. Запустим программу Adobe Audition 3.0 и загрузим наш вокал, выбрав в меню File / Open. На графике волновой формы вокала отчетливо видна разница в громкости на разных участках. Также мы можем увидеть превышение сигналом порога в 0 дБ, что чревато появлением клиппирования.
2. Используем для обработки вокала инструмент Dynamics Processing. Для этого выберем в меню Effects / Amplitude and Compression / Dynamics Processing.
3. Настраиваем плагин. Для этого давайте рассмотрим 4 его вкладки.
Вкладка Graphic используется для прорисовки графика компрессии.
По горизонтальной оси регулируется уровень входного сигнала, а по вертикальной – выходного. Инструмент может быть использован как компрессор, лимитер, экспандер или гейт.
На этой вкладке вы можете добавлять на график дополнительные точки и регулировать их положение по необходимости.
На вкладке Traditional настройки плагина представлены в более привычном виде. Здесь можно настроить порог срабатывания (Threshold), коэффициент компрессии (Ratio) и режим работы плагина для шести точек, а также уровень сигнала на выходе после компрессии.
Вкладка Attack / Release предназначена соответственно для настроек параметров атаки (скорости срабатывания) и восстановления (скорости выключения). Здесь также можно увеличить уровень выходного сигнала.
Вкладка Band Limiting предназначена для выбора диапазона компрессирования с помощью параметров Low Cutoff (отсечение сигнала, который находится ниже заданного порога) и High Cutoff (отсечение сигнала, который находится выше заданного порога).
Для правильной настройки компрессора установите следующие значения: Threshold – 0 дБ, Ratio – 2, Attack – 2-10 мс, Release – 150 мс. Начинайте опускать порог срабатывания (Threshold) пока не почувствуете, что сигнал подвергается обработке. После этого, начинайте подбирать соответствующую степень сжатия с помощью параметра Ratio. Это значение колеблется в пределах 2:1 – 8:1. Большие значения могут сделать вокал сухим и безжизненным. Будьте аккуратны, постоянно сравнивайте обработанный сигнал с необработанным.
Если вы услышите так называемую «накачку» (один из нежелательных артефактов) сигнала в промежутках между фразами, попробуйте увеличить время восстановления или поднять порог срабатывания. Если теряется артикуляция отдельных слов, отрегулируйте атаку.
Я выставил следующие параметры:
Threshold – -17, 5
Ratio – 3, 98: 1
Attack – 8 мс
Release – 270 мс
Output Gain – 5 дБ
Вы можете увидеть эти параметры на рисунках выше.
4. После выполнения необходимых настроек нажимаем Ок.
Давайте сравним вокал до обработки и после.
Послушаем голос до обработки.
Послушаем голос после обработки
Как видим динамический диапазон стал намного уже. Теперь весь вокал имеет приблизительно одинаковый уровень громкости.
Хочется отметить, что для компрессии вы можете использовать более удобные и привычные для вас компрессоры, например Waves C1, Tube-modeled Compressor программы Adobe Audition и многие другие.
На этом этап обработки вокала с помощью компрессии можно считать завершённым.
В следующей статье поговорим о коррекции вокала с помощью инструмента Melodyne.
Коментарі: 1
Спасибо за интересный пост. Удачи вам.