Квинтовый круг: определение, схема, история, правила использования
Квинтовый круг – это вспомогательный инструмент для музыканта и продюсера. Он позволяет быстро определять количество знаков альтерации определённой тональности.
В этой статье разберём понятие «квинтовый круг», схему его построения, как его использовать на практике и немного затронем историю появления.
Перед прочтением этой статьи рекомендую ознакомиться с предыдущим постом «Тональность в музыкальной теории».
Что такое квинтовый круг
Квинтовый круг – это система в которой каждая тональность одного лада отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один знак альтерации больше.
На данной схеме изображён квинтовый круг мажорных тональностей. Здесь присутствуют как диезные, так и бемольные тональности.
На внешней стороне круга расположены названия тональностей: С (До), G (Соль), D (Ре), A (Ля), E (Ми), B (Си) или Сb (До-бемоль) и т.д. Все тональности мажорные.
На внутренней стороне указано количество диезов или бемолей, которое присутствует в данной тональности.
В нижней части круга есть 3 тональности, которые являются энгармонически равными – это:
- B (Си): 5 диезов в тональности и Cb (До-бемоль): 7 бемолей в тональности;
- F# (Фа-диез): 6 диезов в тональности и Gb (Соль-бемоль) 6 бемолей в тональности;
- C# (До-диез): 7 диезов в тональности и Db (Ре-бемоль): 5 бемолей в тональности.
Энгармонически равными называются тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются знаками альтерации (названиями ступеней).
Для минорных тональностей квинтовый круг выглядит так же.
И опять мы видим три энгармонически равные тональности – это:
- g# (соль-диез) и ab (ля-бемоль);
- d# (ре-диез) и eb (ми-бемоль);
- a# (ля-диез) и bb (си-бемоль).
Удобнее всего рассматривать совмещённый квинтовый круг где указаны мажорные тональности вместе с их минорными параллелями.
Немного об истории появления квинтового круга
Еще в VI век д.н. эры греческий учёный и философ Пифагор пытался систематизировать знания касательно музыкального строя. Поскольку он был неравнодушен к треугольникам и кругам, его система была основана на разделении круга на равные части с помощью нескольких вписанных треугольников. В точках касания вершин треугольника к окружности располагались определённые тона звука (высота звука). Всего их было 12. По задумке Пифагора, основной единицей измерения был цент. Полный круг составлял 1200 центов, а расстояние в полутон – 100 центов.
Круг Пифагора был очень похож на нынешний квинтовый круг.
Ещё одно упоминание о системе похожей на квинтовый круг содержится в рукописи Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика», датированной 1679 годом. В ней можно встретить записи о «колесе весёлой мусикии» и «колесе печальной мусики», что, вероятно, соответствует кругу мажорной и минорной тональностей. «Мусикия» со славянского означает «музыка». Этот труд в первую очередь был предназначен для церковных певчих того времени.
«Мусикийская грамматика» сейчас имеет в первую очередь историческое и культурное значение и не представляет интереса для современного музыканта.
Схема построения квинтового круга
Как уже было отмечено, квинтовый круг имеет такое название, потому что каждая следующая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту.
Чистая квинта – это 3,5 тона. Если отсчитать 3,5 тона от ноты До вверх, то получим ноту Соль. Если отсчитать 3,5 тона от ноты Соль вверх, получим ноту Ре и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге, при движении по часовой стрелке. Каждая следующая тональность имеет на один знак диеза больше чем предыдущая. Семь диезов имеет тональность До#-мажор и ей параллельная ля#-минор.
Порядок добавления диезов при ключе всегда одинаковый: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Его необходимо запомнить!
Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и диезы при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.
Что касается бемольных тональностей, то схема их построения аналогичная. Движение по квинтовому кругу идёт в противоположном направлении. Таким образом, каждая бемольная тональность (при движении против часовой стрелки) также отстоит от предыдущей на чистую квинту.
Если отсчитать от ноты До вниз 3,5 тона, то получим ноту Фа. Если от ноты Фа отсчитать 3,5 тона вниз, получим ноту Сиb и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге. Семь бемолей имеет тональность Доb-мажор и ей параллельная ляb-минор.
Порядок добавления бемолей при ключе всегда одинаковый: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Его необходимо запомнить!
Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и бемоли при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.
В чём разница между квинтовым и кварто-квинтовым кругом
Как было сказано выше, своё название квинтовый круг получил из-за того, что его схема построения основана на чистых квинтах. При этом стоит отметить, что расстояние в 3,5 тона характерно при движении вверх на диезных тональностях и при движении вниз на бемольных тональностях. Поскольку кварта является обращением интервала квинты, то при изменении направления движения (на диезных тональностях вниз, а на бемольных – вверх) интервал между соседними тональностями будет уже не чистой квинтой, а её обращением – чистой квартой. Отсюда появилось название кварто-квинтовый круг.
Кварто-квинтовый круг и квинтовый круг – два названия одного и того же круга.
Как пользоваться квинтовым кругом
Квинтовый круг – это своеобразная шпаргалка для начинающего музыканта.
На рисунке представлен общий квинтовый круг для мажорных и минорных тональностей.
- Внешний круг (голубой) – мажорные тональности;
- Средний круг (розовый) – параллельные минорные тональности;
- Внутренний круг (жёлтый) – количество диезов и бемолей в тональности.
Есть несколько вариантов использования квинтового круга.
I. Определение знаков при ключе
Для этого просто необходимо запомнить последовательность появления знаков при ключе для диезных и бемольных тональностей.
Это, пожалуй, основное предназначение квинтового круга.
Задача: Определить знаки в тональности фа-минор.
Решение: Исходя из квинтового круга, тональность фа-минор имеет 4 бемоля при ключе. Последовательность бемолей, как мы уже знаем, следующая: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Значит в тональности фа-минор присутствуют следующие пониженные ступени: си, ми, ля и ре.
II. Определение тональности по нотам произведения
Для этого необходимо сравнить ноты со знаками альтерации, используемые в композиции, с различными тональностями на квинтовом круге.
О том, как определить тональность Вы можете узнать здесь.
Задача: Определить тональность произведения по нотам: до, ре, миb, фа, соль, ля, сиb.
Решение: Данная тональность имеет два знака бемоль. Если взглянуть на квинтовый круг, то – это тональность соль-минор. Она имеет два знака бемоль: си и ми.
III. Определение родственных тональностей
Для этого необходимо на квинтовом круге посмотреть на соседние тональности слева и справа. Именно они и будут являться родственными данной тональности.
Родственными данной тональности считаются тональности, тонические трезвучия которых входят в данную тональность.
Задача: Определить родственные тональности для Ля-мажор
Решение: Соседними тональностями для Ля-мажора на квинтовом круге являются Ре-мажор, си-минор, Ми-мажор и до#-минор. Кроме этого, родственной тональностью, также, будете параллельная Ля-мажору тональность фа#-минор.
IV. Транспозиция произведения
С помощью квинтового круга можно легко транспонировать произведение в другую тональность. Для того чтобы это сделать необходимо повернуть квинтовый круг так, чтобы новая тональность расположилась на месте старой тональности произведения. Старые аккорды необходимо будет заменить новыми, которые будут располагаться на тех же позициях квинтового круга, на которых располагались старые аккорды. Если так поступить, то в новой тональности будут сохранены все взаимосвязи между аккордами и композиция будет транспонирована в новую тональность.
Задача: Перенести тональность произведения
на фа-минор. Произведение включает в себя следующие аккорды: Bm, A, G.
Решение: Посмотрим на квинтовый круг и запомним где располагаться аккорды и тональность произведения.
Далее поворачиваем квинтовый круг так, чтобы тональность фа-минор располагалась на месте тональности си-минор. Смотрим какие аккорды в тональности фа-минор располагаться на месте старых аккордов в тональности си-минор (на изображении выделены красным цветом).
Это аккорды: Fm, Eb, Db.
V. Модуляция
С помощью квинтового круга можно переходить из одной тональности в другую, родственную тональность. Для такого перехода часто используется общий аккорд и следующий, свойственный только новой тональности, аккорд.
В качестве переходного аккорда обычно используется малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Он является доминантой новой тональности.
Задача: Сделать модуляцию из тональности си-минор в родственную ей тональность фа#-минор. Аккорды: Bm, A, G.
Решение: Общим аккорд является аккорд A (Ля-мажор), а малым мажорным аккордом – F#7.
Последовательность аккордов может быть такой: Bm, A, G, A, F#7.
VI. Написание музыки
Благодаря квинтовому кругу можно сразу определить самые устойчивые ступени тональности. Как известно, это тоника, доминанта и субдоминанта.
Если взглянуть на квинтовый круг, то доминантой выбранной тональности будет нота следующей тональности, а субдоминантой – нота предыдущей тональности.
Задача: Определить доминанту и субдоминанту тональности си-минор.
Решение: Следующая тональность в квинтовом круге после си-минор – это фа#-минор. Значит доминантой будет нота фа#.
Предыдущая тональность в квинтовом круге перед си-минор – это ми-минор. Значит субдоминантой будет нота ми.
Квинтовый круг не зря получил такую популярность среди музыкантов поскольку с его помощью можно решать ряд задач. Особенно, квинтовый круг может быть полезен для начинающих музыкантов.
Напишите в комментарии как Вы используете квинтовый круг. Поделитесь своим опытом.