Модуляция в музыке
Модуляция в музыке представляет собой переход произведения в новую тональность со сменой или без смены лада. Новая тональность (если она не является параллельной) имеет другой звуковой состав и поэтому модуляция, часто, выражается введением новых ключевых знаков.
Случается, что в мелодии случайных знаков нет, тогда смену тональности можно распознать на слух или при анализе гармонии.
Часто при переходе в новую тональность используется доминантсептаккорд в сопровождении с тоническим аккордом.
Что такое модуляция
Модуляция – это изменение, смещение или переход в новую тональность в рамках одного произведения.
В следствии смещения тональности (модуляции) появляться новые знаки альтерации (изменяется звуковой состав).
Модуляция в музыке имеет двоякое художественное значение.
I. В любом произведении есть основная тональность, которую можно сравнить с тоникой композиции. Эта тональность является наиболее устойчивой. Все остальные тональности противопоставляются ей и являются неустойчивыми. При развитии композиции и переходе в новую тональность ощущается незавершённость, необходимость перехода в устойчивую тональность. Возврат в основную тональность может происходить достаточно быстро или после смены нескольких тональностей.
В этом смысле можно сравнивать соотношение тональностей с соотношением звуков лада.
II. Можно сравнивать модуляцию со сменой окраски произведения. Каждая тональность при этом сопоставима с определённой «цветовой гаммой» и изменением «цветового колорита».
Типы модуляции
Основными типами модуляции в музыке являются:
– отклонение;
– функциональная модуляция;
– энгармоническая модуляция;
– ладовая модуляция;
– сопоставление.
Отклонение – это кратковременный переход в новую тональность без её закрепления.
Для отклонения характерна малая продолжительность и отсутствие кадансового закрепления.
В данном примере используется отклонение До-мажора в ре-минор и снова возврат в основную тональность.
Модуляция в более широком смысле подразумевает переход в новую тональность с её закреплением.
Функциональная модуляция представляет собой переход в новую тональность через общий аккорд, который выполняет разные функции в основной и новой тональностях. Этот аккорд переосмысливается при переходе в новую тональность.
В данном примере происходит модуляция из До-мажора в ми-минор. Общий аккорд строится на VI ступени До-мажора и переосмысливается в ми-минор, где этот же аккорд строиться на IV ступени. За ним следует тонический аккорд ми-минора.
Энгармоническая модуляция – это более сложный вид модуляции, при которой общий аккорд переосмысливается по структуре энгармонически.
Модуляция может осуществляется в далёкие по родству тональности.
Ладовая модуляция – смена лада при сохранении тоники, модуляция в одноимённую тональность.
Например, переход из До-мажора в до-минор.
Часто, под ладовой модуляцией подразумевают переход мажорного лада в параллельный минор (переменный лад).
Сопоставление – это переход в новую тональность без подготовки после завершения определённой части произведения.
Модуляция в электронной музыке
Следует отличать модуляцию как средство перехода в новую тональность от модуляции как метода синтеза звука. Здесь я имею ввиду частотную, амплитудную, широтно-импульсную и прочие виды модуляции.
Модуляция как метод синтеза звука повсеместно используется в электронной музыке.
Что касается модуляции как средства смены тональности в рамках одного микса, то здесь дело обстоит иначе. Редки случаи смены тональности в электронной музыке, особенно, танцевальной. Однако, не стоит думать, что таковых совсем нет. Электронные музыканты всегда ищут новые способы самовыражения.
Модуляция чаще всего встречается в классической и народной музыке.