Тональность в музыкальной теории
В этой статье разберём понятие «тональность». Оно тесно связано с понятием музыкального лада, о котором речь шла в предыдущей статье. С этой статьёй Вы можете ознакомиться по ссылке «Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов». Там тональность упоминалась в контексте построения лада от какой либо ноты. И это, действительно, так и есть.
Что такое тональность
Для того, чтобы понять что такое тональность, необходимо от определённой ноты (тоники) построить нужный лад (например: мажор или минор).
Если за тонику взять ноту Ля и построить от неё мажорный лад, то получится тональность Ля-мажор.
Название тональности состоит из названия тоники (опоры) и названия лада.
Например: Ля-мажор, до-минор и т.д.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что:
Тональность – это высотное положение лада в рамках одной октавы.
Если перенести лад на октаву выше или ниже, то название тональности не поменяется.
Обычно, обозначение тоники мажорного лада пишут с заглавной буквы, а минора – с прописной.
В любой тональности всегда сохраняются все закономерности и взаимосвязи лада:
Мажор: Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Минор: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
В зависимости от положения тоники, изменяется тональность и, следовательно, требуется определённое количество изменённых ступеней (диезов или бемолей). В таком случае знаки альтерации выносятся к ключу. Эти знаки называются ключевыми.
Любая тональность с изменёнными ступенями может быть либо диезной либо бемольной, в зависимости от того подымаются её ступени на полтона, либо опускаются. При этом знаки альтерации пишутся строго в определённом порядке.
Учитывая тот факт, что основными ладами европейской музыки являются мажор и минор, будем рассматривать тональности построенные на этих ладах.
Мажорные и минорные тональности
Как мажорные, так и минорные тональности могут быть диезными и бемольными.
Две тональности До-мажор и ля-минор не имеют знаков альтерации и используют только основные ступени звукоряда.
До-мажор:
ля-минор:
Диезные тональности
Если в качестве тоники взять доминанту До-мажора (тональности без знаков альтерации), то есть ноту Соль, то полученная тональность будет иметь один знак диеза (нота фа#).
Соль-мажор:
Если в качестве тоники взять доминанту Соль-мажора, то есть ноту Ре, то полученная тональность будет иметь два знака диеза (ноты фа# и до#).
Ре-мажор:
Если в качестве тоники взять доминанту Ре-мажора, то есть ноту Ля, то полученная тональность будет иметь три знака диеза (ноты фа#, до# и соль#).
Ля-мажор:
Если повторять такую процедуру ещё 4 раза, то получим 7 диезных тональностей. Каждая тональность отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один диез больше предыдущей. Диезы при ключе пишутся в такой же последовательности как и добавляются.
Последняя тональность До-диез-мажор будет иметь семь диезов.
До-диез-мажор:
Аналогичным образом строятся диезные тональности для минорного лада.
Минор имеет также 7 диезных тональностей, которые параллельны мажорным (о параллельности читайте ниже).
Последняя минорная тональность ля-диез-минор имеет семь диезов.
ля-диез-минор:
Бемольные тональности
Бемольные тональности строятся противоположным образом. В качестве тоники берётся субдоминанта предыдущей тональности.
Возьмём субдоминанту До-мажора и построим на ней мажорный лад. В этом случае получим Фа-мажор, который будет иметь один бемоль (нота сиb).
Фа-мажор:
Продолжая в том же духе получим 7 бемольных тональностей, которые расположены по чистым квинтам вниз. В таком же порядке добавляются знаки при ключе.
В минорных тональностях всё аналогично.
Последняя минорная тональность ля-бемоль-минор имеет 7 знаков при ключе.
ля-бемоль-минор:
Родство тональностей
Рассматривая различные тональности можно обратить внимание, что некоторые из них имеют определённую связь. Например, если сравнить До-мажорную и ля-минорную тональность, то они имеют один и тот же набор звуков:
До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
ля-минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Эти две тональности отличаться только своим опорным звуком – тоникой. В До-мажоре – это До, а в ля-миноре – Ля.
До-мажор и ля-минор являются параллельными тональностями.
Параллельные тональности – это тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются своими опорными звуками (тониками).
Каждая мажорная тональность имеет свою параллельную минорную тональность.
Минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от параллельной мажорной.
Параллельные тональности имеют общую большую терцию в тоническом трезвучии, что усиливает их родство.
Одноимённые тональности – это тональности, построенные от одной тоники, но имеющие различное ладовое наклонение.
Например, До-мажор и до-минор.
До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
до-минор: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb
Родство одноимённых тональностей проявляется в наличии I, II, IV и V ступеней.
Различие таких тональностей проявляется в их тонической терции и соответственно, в типе тонического трезвучия (минорное или мажорное).
На окраску лада также влияют VI и VII ступени.
Однотерцовые тональности – это тональности, которые имеют общий терцовый тон в своих тонических трезвучиях.
Например, До-мажор и до-диез-минор
До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
до-диез-минор: До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль#-Ля-Си
Тональности считаются родственными данной если их тонические трезвучия входят в эту тональность. Другие тональности считаются отдалёнными.
Таблица тональностей
Диезные тональности
Бемольные тональности
Как определить тональность
Для лучшего понимания строения музыкальных произведений очень важно уметь правильно определять их тональность. Прежде всего стоит полагаться на слух, так как он часто правильно может определить основной лад произведения.
Для определения тональности необходимо определить две его составляющие: лад и тонику.
Предлагаю несколько рекомендаций для правильного определения тональности композиции.
Как определить тональность по нотам и аккордам
- Обратите внимание на звуковой состав учитывая случайные знаки мелодических и гармонических ладов
- Часто мелодия начинается с тоники или с одного из звуков, входящих в тоническое трезвучие
- Часто начальный аккорд произведения является тоническим трезвучием
- Последний звук мелодии почти всегда принадлежит тоническому трезвучию
- Заключительный аккорд почти всегда – тоническое трезвучие
- Если в произведении нет полных трезвучий обратите внимание на проявление двух звуков составляющих тоническую квинту, которые следуют друг за другом
Как определить тональность аудиодорожки
Если Вы не обладаете достаточным опытом, то вряд ли сможете определить тональность аудиодорожки на слух. Для того чтобы это сделать я рекомендую использовать онлайн сервисы или программы для определения тональности.
Я нашёл два сервиса, которые способны определять тональность произведения по аудиоматериалу.
Tunebat / Song Key & BPM Finder
Этот онлайн сервис может в считаные секунды определить тональность и скорость аудиодорожки.
Перейте на сайт Tunebat / Song Key & BPM Finder
Audiokeychain
Этот онлайн сервис также способен определить тональность и скорость вашей композиции, но он имеет ограничение на загрузку файлов до 15 Мб.
Кроме перечисленных мной сервисов, существует программа KeyFinder, которая может определять тональность аудиодорожек. Ранее данный продукт можна было использовать как на Mac OS, так и на Windows, но сейчас KeyFinder имеет поддержку только версии для Mac OS.
Если Вы пользуетесь программным обеспечением Microsoft Windows, то можете воспользоваться старой версией программы v1.25.
В следующей статье я расскажу о том, что такое квинтовый круг и как он связан с определением тональности.